Как прошел егэ по информатике. Правильная подготовка к егэ по информатике с нуля

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше - преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля, и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ» , где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!

Автор статьи - репетитор-профессионал Лада Борисовна Есакова .

ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

Структура ЕГЭ по информатике

Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?

В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?

Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

Для выпускников школ. Его нужно сдавать тем, кто планирует поступать в вузы на самые перспективные специальности, такие как информационная безопасность, автоматизация и управление, нанотехнологии, системный анализ и управление, ракетные комплексы и космонавтика, ядерные физика и технологии и многие другие.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. Изменений по сравнению с прошлым годом в новом варианте КИМ ЕГЭ 2019 практически нет. Единственное, что из заданий исчезли фрагменты программ, написанных на языке Си: их заменили на фрагменты, написанные на языке С++. И еще из задания № 25 убрали возможность написать в качестве ответа алгоритм на естественном языке.

Оценка ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по информатике хотя бы на тройку, достаточно было набрать 42 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные первые 9 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл за весь тест остался прежним, скорее всего не изменится и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

Информатика – это самый продолжительный экзамен (столько же длится ЕГЭ по математике и литературе), длительность составляет 4 часа.

В 2019 году тест состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий.

  • Часть 1: 23 задания (1–23) с кратким ответом, который является числом, последовательностью букв или цифр.
  • Часть 2: 4 задания (24–27) с развернутым ответом, полное решение заданий записывается на бланке ответов 2.

Все задания так или иначе связаны с компьютером, но на экзамене пользоваться им для написания программы в задачах группы С не разрешается. Кроме того, задачи не требуют сложных математических вычислений и калькулятором пользоваться тоже не разрешается.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 36
2010 41 62,74 62 652 7,2 90 240
2011 40 59,74 51 180 9,8 31 240
2012 40 60,3 61 453 11,1 315 240
2013 40 63,1 58 851 8,6 563 240
2014 40 57,1 235
2015 40 53,6 235
2016 40 235
2017 40 235
2018

Многие были бы не прочь подстраховаться готовыми ответами ЕГЭ-2017 по информатике. Экзамен действительно не простой, на интуиции выехать не получится – надо знать. Но не торопитесь скачивать ответы у первых попавшихся в Сети дельцов. Прежде давайте разберемся, откуда вообще могут быть ответы ЕГЭ по информатике; насколько реально, что они вообще у кого-то есть.

Кому и как попадают ответы ЕГЭ

Существуют три потенциальных источника запретной информации:

  1. хакеры взламывают почтовые или иные серверы Минобрнауки или ФИПИ;
  2. кто-то из самих сотрудников Министерства и его ведомств нарушают тайну;
  3. учителя или ученики в день сдачи экзамена оперативно выполняют задания из официально распечатанных на Дальнем Востоке КИМов и посылают их в западные регионы, с которыми разница у них может достигать 6-8 часов.

Логика подсказывает, что первые два источника наиболее дорогие, потому речь идет об эксклюзивной информации, которой выпускник может обладать заблаговременно. Третий источник для выпускника менее затратный (и наперед скажем, что совершенно бесполезный).

Каким источникам ответов ЕГЭ-2017 по информатике можно доверять

От Востока Западу

Хитрость с разницей во времени между разными регионами уже давно не хитрость, а скорее глупость со стороны некоторых выпускников и лень со стороны мошенников, не сумевших придумать более заманчивую аргументацию. Дело в том, что КИМы везде разные. Вариантов разработано большое количество, и если вам неизвестно, какие варианты КИМов достанутся конкретно вашему региону (а это неизвестно никому, кроме избранных), вы получаете не ответы, а лотерею с очень маленьким шансом на победу.

Разумеется, отдельные задания могут совпасть, так как они родом из одной базы, но навряд ли ради этого стоит тратить время на поиски ответов и деньги на их приобретение (хотя иногда ответы предлагают бесплатно, так сказать, из ЕГЭ-шной солидарности).

Хакеры и чиновники-коррупционеры

Безусловно никто в Сети не представляется: «Здравствуйте, я хакер (или чиновник-коррупционер). Я готов вам сделать уникальное торговое предложение, от которого вы не сможете отказаться».

Однако можно встретить следующую «душещипательную» историю.

В одной школе жили-были одиннадцатиклассники, и до того им всем надоело готовиться к экзаменам, что решили они собрать все вместе денег и купить ответы ЕГЭ через одного человека, у которого есть необходимые связи. С миру по нитке – купили. Да, дороговато вышло. Решили они отбить свои деньги, да заодно помочь остальным школьникам, и стали продавать купленные ответы другим. «И как не купить-то, – думают люди, – ведь свои же, родные, такие же школьники – верим».

Очень похоже на эпос. Но так скорее всего и есть. Мошенники стараются говорить якобы на языке «клиентов», привлекают складной легендой о происхождении ответов и успешно наживаются, пользуясь тем, что в Интернете исчезнуть в нужный момент легче легкого.

Добавьте к этому наблюдению то, что ни один из предыдущих экзаменов, которые уже состоялись в этом году, не выявили утечки информации. Ни в СМИ, ни в Интернете никто в массовом порядке не пишет, что ответы, которые были выложены в Сеть, сошлись с заданиями на экзамене. Неужели на информатике эта серия успехов Рособрнадзора прервется? Сомнительно.

Вывод

Вывод напрашивается только один: никаким источникам ответов ЕГЭ доверять нельзя. Надувательства в этом деле больше, чем реальной помощи.

Как без ответов сдать ЕГЭ-2017 по информатике

В КИМах по информатике не будет совсем легких вопросов типа «Дайте определение двоичной системе счисления» и т.п. Все 23 закрытых и 4 открытых задания направлены на проверку вашей способности анализировать и применять знания. Без хотя бы средненькой подготовки к экзамену будьте готовы к пересдаче. Увы, но в нынешнем году пересдать предмет по выбору не получится и ждать придется следующего года. С другой стороны, у вас будет целый год на то, чтобы идеально и в размеренном темпе выучить предмет. А те, кому из-за несдачи информатики в этом году грозит армия, найдут выгоду хотя бы в том, что после службы смогут поступить в университет на льготных условиях.

Если же ваш интерес к ответам продиктован простой неуверенностью в себе и желанием подстраховаться, то тут все гораздо проще. Ответы вам просто не нужны. Вам нужно лишь повторить на ночь основные вещи, хорошо выспаться и с боевым настроем прийти на экзамен.

Всем удачи на экзамене!

Число участников ЕГЭ по информатике и ИКТ в этом году увеличилось на 30% - до 65 тыс. человек. Об этом журналистам сообщил руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике и ИКТ Вячеслав Лещинер.

"В этом году ЕГЭ по информатике сдают более 65 тыс. человек, это рост в 15 тыс. по сравнению с прошлым годом, и это очень отрадно. Экзамен выбирается в основном теми абитуриентами, которые планируют поступать на специальности, связанные с информационными технологиями. В работе всего 27 вопросов, из них 23 - с выбором краткого ответа" , - сказал В.Лещинер.

Основной период ЕГЭ в 2017 г. стартовал 29 мая. Сегодня участники сдавали информатику и географию. Как сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, никаких утечек материалов на ЕГЭ по информатике и географии не было.

/ Понедельник, 29 мая 2017 года /

ЕГЭ по информатике и географии прошел в штатном режиме, сообщила журналистам министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

"Сегодня у нас идет по всей стране ЕГЭ по информатике и географии. На сегодняшний день нет нештатных ситуаций, кроме небольшого городка Зеленокумска в Ставропольском крае. Там из-за плохих погодных условий было решено перенести экзамен, и 42 человека будут сдавать его в резервный день. Все остальное идет так, как должно было идти" , - сказала О.Васильева.

. . . . .

Основной период ЕГЭ в 2017 г. проходит с 29 мая по 1 июля. В экзаменах планируют принять участие около 703 тыс. человек, из них около 617 тыс. человек - выпускники текущего года.

Заявления на участие в ЕГЭ по географии и информатике и ИКТ подали около 87 тыс. человек.



Около 87 тыс. человек напишут Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также географии, который пройдет 29 мая 2017 г. Об этом сообщили в пресс-службе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

"Заявления на участие в ЕГЭ по информатике и ИКТ подали около 65,5 тыс. человек, для проведения ЕГЭ по этому предмету будет задействовано 1 тыс. 725 пунктов проведения экзаменов (ППЭ). Установленный минимальный балл на ЕГЭ по информатике и ИКТ составляет 40 баллов. Заявления на участие в ЕГЭ по географии в основной период подали около 21,5 тыс. человек, экзамен пройдет в 1 тыс. 455 ППЭ. Участники ЕГЭ по географии могут пользоваться на экзамене линейкой, транспортиром и непрограммируемым калькулятором. Установленный минимальный балл на ЕГЭ по географии - 37 баллов" , - сказали в пресс-службе.

Там также отметили, что ход экзаменов в регионах будут контролировать общественные наблюдатели и сотрудники Рособрнадзора. "Во всех экзаменационных пунктах будет вестись видеонаблюдение в online-режиме и использоваться технология печати контрольных измерительных материалов (КИМ) и сканирования бланков ответов непосредственно в аудиториях. Свои результаты участники экзаменов узнают не позднее 14 июня 2017 г." , - пояснили в пресс-службе.

. . . . . - выпускники текущего года.