Когнитивный диссонанс. Что такое когнитивный диссонанс простыми словами Определение когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс - это выход из эмоциональной зоны комфорта, который спровоцирован состоянием внутреннего противоречия, отрицания или растерянности. Он может явиться причиной глубокой депрессии или сильнейшего стресса. Само по себе состояние диссонанса неопасно, но неумение распознать его и справиться с ним приведет к накоплению психоэмоционального напряжения, которое потребует лечения.

Психологический дискомфорт при правильном понимании и отношении является своеобразным тренажером деятельности головного мозга. Он учит мозг лояльности, концентрации и тренирует способность к быстрому усвоению и осмысливанию новой информации.

    Показать всё

    Сущность когнитивного диссонанса

    Теория когнитивного диссонанса личности основывается на убеждении, что каждый человек стремится обрести и сохранить внутреннюю гармонию. Ее также называют теорией соответствия.

    Название теории и ее постулаты были сформулированы в 1956 г. Автором является ученик Курта Левина, основоположника многих теорий в психологии, американский психолог Леон Фестингер.

    Основные положения теории простыми словами можно сформулировать так:

    1. 1. Гармоничное состояние внутреннего мира достигается за счет соответствия знаний, убеждений и морально этических ценностей (когнитивных элементов) с последовательностью действий и происходящих явлений.
    2. 2. При несоответствии между когнициями (знаниями, опытом, установками, мыслями и т. д.) человек стремится найти этому оправдание. Это способствует восстановлению гармонии его внутреннего мира.
    3. 3. Индивид, поведение которого противоречит пониманию и знаниям человека, но не вызывает у него когнитивного диссонанса в сознании, должен расцениваться как исключение. Поэтому его жизнедеятельность подлежит изучению и анализу.

    Личностный конфликт

    Когнитивный диссонанс может возникнуть по отношению к себе из-за столкновения собственных когниций. А может появиться из-за различия взглядов и жизненной позиции с окружающими. Это естественный процесс, который сопровождает человека на протяжении жизни с момента начала мыслительной деятельности и до момента ее прекращения.

    Для понимания когнитивного диссонанса, вызванного несоответствием собственных элементов когниций к собственным же поступкам, следует рассмотреть примеры из жизни.

    Пример №1

    Человеку неприятен коллега, их взгляды и мнения на рабочий процесс диаметрально противоположные. Знание правил хорошего тона диктует, что человек должен улыбаться неприятному субъекту и быть с ним вежливым. Но, так как коллега вызывает раздражение, хочется направить негатив в его адрес.

    Описанная ситуация является демонстрацией конфликта между знаниями и ощущениями человека. Сам же выбор и его оправдания выглядят так:

    1. 1. Придерживаться правил вежливого общения. При таком выборе человек оправдывает себя воспитанием и нормами, принятыми в цивилизованном обществе.
    2. 2. Выйти на открытый конфликт. Тут оправдание будет позиционироваться как умение отстоять свои интересы.

    Пример №2

    Человек получает предложение о работе, которая не соответствует его миропониманию, но за нее предлагают большое материальное вознаграждение. У него появляется выбор:

    1. 1. Выполнить работу и получить вознаграждение. Материальный фактор перевесил, но чтобы не ощущать себя корыстным, человек начинает думать, что благодарность за оказанную услугу в виде материального вознаграждения была ему необходима. Он старается убедить себя в том, что проявление корысти - лишь временное явление, спровоцированное непреодолимыми обстоятельствами.
    2. 2. Отказаться, не улучшив свое материальное положение. При таком варианте человека будет мучить мысль об упущенной выгоде. Чтобы погасить внутренний диссонанс, он постарается убедить себя в незначительности вознаграждения и собственной порядочности.

    Пример №3

    Человек, придерживающийся правильного питания, купил себе на ужин нечто вкусное, но вредное для здоровья. После употребления в пищу неподходящего на его взгляд продукта он ощущает внутреннее недовольство. Чтобы устранить душевный дискомфорт, человек может:

    1. 1. Найти причины для обоснования необходимости употребления продукта.
    2. 2. Признать, что допустил ошибку, и пообещать себе максимально исправить последствия от нее. Например, в следующий отрезок времени съесть меньше обычного, увеличить физические нагрузки или совершить любое другое действие, в результате которого восстановится внутренняя гармония.

    Диссонанс масштабного значения

    В истории есть случаи массового возникновения когнитивного состояния.

    Крещение Руси

    Христианство пришло взамен язычества. У людей забрали их привычный уклад и навязали другую веру. Когнитивный диссонанс массово возникал в душах людей.

    Князь Владимир Красно Солнышко в 988 г. принял решение о смене вере самостоятельно. Те люди, которым было приказано изменить веру, выбирали разные пути для приведения в соответствие своего внутреннего мира и новой реальности:

    1. 1. Принимали веру. Для изменения религиозных взглядов искали доказательства существования Бога в новой вере. Проводили параллели между язычеством и христианством. Убеждали себя, что князь знает, какая религия верна.
    2. 2. Делали вид, что принимают христианство. Оправдывая себя страхом перед наказаниями от князя. Таким образом люди достигали душевного компромисса. Прилюдно проповедовали христианство, а тайно проводили языческие обряды.
    3. 3. Отвергли навязываемую веру, не достигнув компромисса с собой. Такие люди пошли насмерть с убеждением, что языческое поклонение - единственно возможный вариант их веры.

    Научное открытие

    Еще один массовый когнитивный диссонанс был спровоцирован теорией о том, что земной шар вращается вокруг своей оси. Подобную теорию выдвинули Д. Бруно и Г. Галилей. Большинство их современников восприняли это предположение агрессивно. Это было когнитивным конфликтом между собственным мнением и мнением большинства.

    Г. Галилей отрекся от своей теории, мотивируя это желанием жить и продолжать быть причастным к миру науки. Д. Бруно не смог привести в соответствие свои знания и убеждения окружающих. Он не стал отрекаться от своего утверждения и искать этому оправдание, а выбрал смертную казнь.

    Когнитивный диссонанс у детей

    В детском возрасте, когда ребенок познает мир, он неизбежно сталкивается с дисбалансом между собственными ощущениями и реакцией окружающих.

    Ситуация №1

    У ребенка, увидевшего, как кого-то хвалят за раскроенную или сшитую вещь, в сознании складывается последовательность действий, необходимых для достижения похвалы. Он воспроизводит эти действия из подручных предметов. Показывая результат окружающим, ребенок уверен в их одобрении. Чаще всего реакция выглядит так:

    1. 1. Взрослые выказывают недовольство и наказывают. Ребенок, не имеющий достаточных знаний и опыта, не способен понять, почему его действия спровоцировали негативную реакцию. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо объяснить доступными для него словами, почему он не получил ожидаемого результата.
    2. 2. Выдают ожидаемую реакцию. Благодаря этому в сознании ребенка гармония не нарушается, но формируются неправильные стереотипы поведения.

    Ситуация №2

    Ребенок, которому внушают отрицательное отношение к вранью, уличает родителей в преднамеренном искажении действительности. Для него это психологическая травма, так как знания, полученные им от родных, не соответствуют их действиям. Для избавления от внутренних несоответствий ребенок принимает решение:

    1. 1. Убеждает себя, что ему показалось. Так он устраняет диссонанс, не меняя своих убеждений.
    2. 2. Переосмысливает отношение к вранью. Родители являются эталоном поведения. Видя, как ведут себя взрослые, ребенок меняет потребность в правде на убеждение, что для достижения личных выгод разрешено прибегнуть к обману.

    Если у ребенка психика не стабильна, то он может быть не в состоянии самостоятельно справиться с возникшим несоответствием. В таком случае без квалифицированной помощи ребенок погрузится в состояние стресса, получит психологическую травму, которая в будущем выразится в комплексах.

    Заключение

    Когнитивный диссонанс - это результат восприятия или непринятия быстро изменившейся реальности.

    Если не снимается состояние внутреннего несоответствия, не удается найти компромисс между собственными когнициями и происходящим, то появляется психоэмоциональное напряжение. В результате этого развивается полная фрустрация - состояние, при котором человек испытывает только негативные эмоции, что провоцирует появление комплекса неполноценности.

Для обычного человека термин «когнитивный диссонанс» вызывает ступор. В данном обзоре мы представим это понятие в более доступном смысле.

С научной точки зрения когнитивный диссонанс – психическое состояние, при котором человек, сталкиваясь со стрессовой ситуацией, испытывает внутренний дисбаланс, возникают противоречия с привычным восприятием действительности. «Когнитио» — познание, «диссонантиа» — нет созвучия.

Примером когнитивного диссонанса в жизни можно считать ситуацию, когда однажды вы встречаете своего знакомого и точной его копии – близнеца, о котором понятия не имели. У вас происходит чувство противоречия от неожиданности. Состояние психики в данный момент и является диссонансом. Проще говоря, он возникает в ответ на непривычные проявления прежних ситуаций, отличные от ваших взгляды, поведение другого, не вписывающееся в установленные нормы и так далее. Чаще всего процесс никак не контролируется, человек не в состоянии предвидеть подобную реакцию.

История термина

Термин был предложен американским психологом Фрицем Хайдером, он разработал теорию когнитивного диссонанса. А в широкое употребление понятие вошло, благодаря его соотечественнику, Леону Фестингеру. Фестингер в полной мере описал этот феномен, в 1957 году основал целое направление – когнитивную психологию.

Исследователи опирались на слухи, появившиеся после случая землетрясения, произошедшего в Индии в 1934 году. Граждане соседних регионов, до которых бедствие не дошло, принялись передавать неверную информацию о том, что подземные толчки повторятся и будут усилены, на сей раз затронут все близлежащие районы. Эти слухи, не имеющие под собой реальных оснований, заполонили всю Индию.

Фестингер изучил и попытался дать логическое объяснение тому, что жители массово поверили в плохое известие, причин для которого не имелось. Ученый пришел к выводу о том, что человеку свойственно искать для себя внутреннюю гармонию, установить баланс между тем, что побуждает вести себя определенным образом, и тем, какая подается информация извне. То есть граждане раздавали ложные сообщения, неосознанно пытаясь заглушить и оправдать собственный страх угрозы перед возможным землетрясением. Они ненамеренно объясняли, тем самым, самим себе свое иррациональное состояние.

Основы теории

Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, что во многом продвинуло психологию вперед. Позволило науке дать объяснение некоторым конфликтным ситуациям, возникающим как между людьми, так и внутри личности. Согласно Фестингеру, когнитивный диссонанс – расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Его теория раскрывает аспекты того, как возникший дисбаланс влияет на индивида . Имеются разные виды диссонанса, методы избавления от психологического напряжения. Леон Фестингер сформулировал 2 основные гипотезы:

  • Как только субъект ощущает внутреннее противоречие, то начинает прикладывать усилия, направленные на его преодоление, так как оно порождает сильнейшее внутреннее напряжение.
  • Второе предположение прямо происходит из первого. Индивид прилагает все усилия, чтобы не попадать больше в стрессовые ситуации, когда когнитивный диссонанс проявляется в полной мере.

Леон Фестингер, формируя свое направление, исходил из постулатов гештальтпсихологии. Согласно его теории, появившееся противоречие личность воспринимать как неприятное событие, требующее исправления. Субъект, столкнувшийся с внутренним дисбалансом, получает определенный стимул к переменам в его мышлении:

  • личность абсолютно меняет прежние установки и взгляды;
  • либо подменяет понятие на то, которое наиболее близко к травмирующей ситуации, вызвавшей когнитивный диссонанс.

В России понятие было введено Виктором Пелевиным. Известный писатель применял термин в своих художественных произведениях, используя простые слова для его объяснения, доступные любому человеку.

В повседневности некоторые люди так и называют озадачивающие их события. Чаще всего такие внутренние противоречия, характерные для когнитивного диссонанса, проявляются из-за религиозных расхождений, морально-этических или на фоне ярких эмоций в ответ на любое другое неожиданное действие.

Причины когнитивного диссонанса

Внутренний конфликт, рассогласование происходит по ряду причин:

  • Несовпадение по общественным правилам поведения и личным убеждениям;
  • Противоречие между принятым человеком образом мысли и поведением, которое он выбирает, и тем, что он видит у другого субъекта;
  • Если человек из упрямства, протеста вступает в конфликт с установленными этическими, культурными нормами, имеет радикальные идеи, то он неизбежно сталкивается с непониманием окружающих, что вызывает диссонанс в его личности.

Когнитивный диссонанс на практике

Проанализируем несколько примеров.

А) Ваш знакомый был добр, тих и спокоен с вами. Не повышал голоса на других, с каждым кроток, безобиден. Вызывает полнейшее ощущение порядочного человека, симпатичен вам, благодаря своей доброте и праведности.

Но однажды вы видите его на прогулке с женой. Знакомый пока не замечает вас, потому поведение его естественное, реальное. Вы в шоке слышите, как он оскорбляет супругу, покрывая ее матом, с агрессией. Машет кулаками, выражая истовый гнев. Для вас наступает момент расхождения вашего сложившегося образа, мнения об этом человеке и его реального поведения.

Б) Устраиваетесь вы на работу в престижную, большую организацию, где трудится более тысячи служащих, у каждого из которых отличная заработная плата. А гендиректор предприятия – миллионер, человек с высоким достатком, статусный. И вот в один из рабочих дней приходите вы на общую кухню, где питаются все сотрудники, и наблюдаете, как ваш начальник, обладатель крупнейшей компании и средств, моет пол. Он лишь навел порядок за подчиненными, что не прибрались после обеда. А у вас возникает когнитивный диссонанс – рассогласование между представлениями о поведении человека высокого положения и тем, что наблюдали в реальности.

В) Прогуливаетесь вы по тротуару и замечаете, как некий грязный человек без определенного места жительства просит подать ему мелочи. При этом стоите за укрытием, то есть нищий не видит вас. Спустя минут пять этот субъект вдруг встает, берет свои вещи и отправляется в припаркованный неподалеку автомобиль. И представить сложно, что у бомжа может быть авто! Что и вызывает у вас когнитивный диссонанс.

Способы избавления от внутреннего дискомфорта

Сперва рассмотрим еще один пример. Допустим, человек – курильщик со стажем. Все вокруг говорят ему о вреде данной привычки: доктора, близкие, коллеги на работе, пресса. Рано или поздно, он может испытать когнитивный диссонанс, поскольку не понимает, чем опасно курение, и почему все так активно выступают против. Преодолеть напряжение можно:

  • Изменив свое поведение – избавиться от вредной привычки;
  • Переубедить себя, поменять отношение. Внушить себе, что никакой опасности от курения нет, а все окружающие лишь преувеличивают и не обладают достоверными знаниями
  • Никак не реагировать, игнорировать поступающие сведения

Последние две стратегии едва ли принесут эффективные результаты. Поскольку ситуация с диссонансом может повториться и усугубиться.

Итак, методы преодоления внутреннего конфликта можно описать так:

  • Изменение своих поступков. Если вы понимаете, что делаете что-то не так, не соответствуете ожиданиям своих или близких, то смените тактику поведения. Возможен и полный отказ от всяких действий
  • Изменение своего отношения. Для того, чтобы не ощущать вину или стыд, убедите себя, что поступаете правильно, идете нужной дорогой. Переоцените отношение к ситуации.
  • Дозировка информации. Не принимайте критику на свой счет, вообще не реагируйте на нее, а старайтесь улавливать только положительные мнения. Берегите себя от возможного наплыва негативных эмоций
  • Осмотрите ситуацию с разных углов. Осветите ее во всех деталях, подробностях, чтобы обладать полным набором данных, что позволят выбрать приемлемую стратегию поведения, если прежняя не работает. Ее и придерживаться.
  • Добавьте других элементов. Можно привнести еще какой-нибудь фактор в ситуацию, что разбавит последствия ее восприятия. Задача – выкроить из стрессового явления позитивную сторону. Создать более выгодное для личности положение.

Заключение

Когнитивный диссонанс – это, безусловно, некое испытание для личности, ее выносливости. Но не следует зацикливаться на пережитых стрессах, негативных явлениях. Он способен и приносить пользу. Для этого следует научиться не оправдываться перед самим собой в безуспешных попытках снизить эффект внутренней дисгармонии. Вместо панической реакции к вам придет хладнокровие, которое поможет извлечь из тревожной ситуации урок и стать сильнее.

Данное понятие подразумевает психическое состояние, которое сопровождается неприятными ощущениями. Происходит это из-за возникновения взаимоисключающих идей и понятий в сознании. Хоть данное определение довольно сложно для понимания, но большинство людей каждый день сталкиваются с таким состоянием.

Когнитивный диссонанс представляет собой явление в психологии, вызывающееся несостыковками между двумя составляющими. Поэтому человек в обычной жизни часто либо пренебрегает общественным мнением, либо закрывает глаза на свои принципы в определенных случаях.

Терминология

Большинство явлений в психологии имеют сложную трактовку, которую тяжело понять без должного углубления. Это касается и когнитивного диссонанса.

У каждого человека за плечами имеется жизненный опыт и мнение о том, как решать определенные возникшие ситуации. Но все равно бывают случаи, когда решить ситуацию, опираясь на свои убеждения, не выходит.

Зачастую люди идут вразрез с собственным мнением, предпочитая угодить общественному. Именно это действие называют когнитивным диссонансом. Подобные противоречия возникают не только на уровне одной личности, но также на коллективном.

Основные причины возникновения

Данный психологический феномен проявляется по многим причинам, но среди них можно выделить следующие:

  • Расхождение идей и понятий, на которые опирается индивид перед принятием определенных решений;
  • Несоответствие личных убеждений и общественных установок;
  • Нежелание действовать по общественным и культурным нормам, когда они не соответствуют закону;
  • Когда полученная новая информация не вяжется со старыми убеждениями.

Автор теории и ее основные положения

Основа теории Фестингера (создателя КД) базируется на нескольких утверждениях:

  • когнитивный диссонанс имеет за собой целый ряд последствий (определенные расстройства психологического характера и дискомфорт), которые заставляют индивида подавить “подавить” возникшее несоответствие;
  • человек будет отстраняться и избегать всевозможных ситуаций, погружающих его в это состояние.

Теория имеет как теоретические обоснования,так и практические, направленные на выход из подобного состояния.

Как уменьшить влияния КД?

Есть несколько эффективных способов, способных минимизировать влияние когнитивного диссонанса:

  • Смена привычной линии поведения;
  • Переубедить себя (например, найти оправдание своим действиям, там самым снизить виновность);
  • Перебирать и отсеивать информацию.

Способы избежания диссонанса

Простейший и известнейший способ добиться “мыслительного” равновесия – получать как можно меньше негативной информации, служащей причиной противоречия личных убеждений.

Методика входит в концепцию психологической защиты. Если возникновение диссонанса неизбежно, то нужно бороться с его развитием в дальнейшем.

В данном случае необходимо скорректировать сформировавшийся “противоречивый” ход мыслей, путем ввода дополнительных нейтральных или положительных факторов.

Еще один популярный метод борьбе с диссонансом – принятия и адаптации . Здесь просто следует понять и убедить себя, что сложившаяся ситуация вполне приемлема.

Жизненные примеры

В жизни нередко возникают такие ситуации, которые влекут за собой массу противоречий. Таких примеров можно привести сотни.

Например, в один университет поступили отличник и троечник. Преподаватели ожидают, что отличник будет хорошо учиться, показывать свои знания, а вот троечник будет посредственным учеником. Но реальность может оказаться совсем противоположной и первый ученик будет показывать низкую успеваемость, а второй наоборот высокую.

Тогда у преподавателя возникнет когнитивный диссонанс, потому что его представления не оправдали себя в данной ситуации.

Еще одни пример, который привел психолог А.Леонтьев. Революционеров, заключенных под стражу, заставляли капать ямы, чтобы наказать. Данное занятие вызывало у узников неприятные ощущения, и даже отвращение.

Для снижения психологического дискомфорта, заключенные придавали своим действиям другой смысл – нанесение вреда действующему режиму власти.

Также случаи диссонанса часто встречаются у людей с вредными привычками . В один момент эти люди понимают, какой вред организму наносят, и захотят бросить. Но выработанная привычка будет этому мешать. И вот здесь наступает противоречие между собственными убеждениями и действиям в реальности.

Пример из повседневной жизни. Идя по улице замечаете нищего человека, просящего помощь, но его внешний вид не демонстрирует низкий материальный достаток. Однако вы все равно дадите ему денег, руководствуясь общественными установками.

Также часто сталкиваются с КД худеющие девушки. Если возникнет желание съесть конфету, то данный поступок будет противоречить изначальной цели похудеть.

Заключение

С момента появления КД, множество ученных и психологов занимались его исследованием.

Теории Фрейда содержат более полную картину о когнитивном диссонансе – рассказывают обо всех особенностях и способах избавления.

Во избежание неприятного состояния необходимо отстраняться от противоречий, которые не вяжутся с вашими принципами.

Эти два слова достаточно распространены, их употребляют на телевидении, в прессе, на просторах интернета, но до сих пор не все знают, что же они означают. Когнитивный диссонанс.

Попробуем разобраться во всем, что связано с этим выражением. Произошло оно от латинских аналогов, означающих несозвучность.

Внутренняя несостыковка, противоречие вызывают дискомфортное психическое состояние. Оно возникает при столкновении с какими-либо противоречащими в сознании человека идеями, воспоминаниями, убеждениями.

Не просто состояние, а реакция в ответ на возникшее противоречие. Чтобы было понятней, рассмотрим ситуацию, которая может вызвать когнитивный диссонанс.

Вы довольно давно знаете какого-либо человека, но не в курсе, что у него есть сестра-близнец. И вот он предстает перед вами вместе с ней. От неожиданности такого варианта развития событий у вас возникает состояние, описываемое как когнитивный диссонанс, представляющее из себя яркое впечатление, сопровождающееся существенным противоречием.

В такой момент в сознании возникает резкий конфликт сложившихся представлений.

Происхождение понятия

Когда возникло это выражение? Кто ввел его в обиход? Случилось это не так уж давно. В пятидесятых годах психолог Леон Фестингер выдвинул теорию, которая объясняет различные внутренние противоречия в сознании человека, провоцирующие возникновение такого состояния.

Вызывать такую острую реакцию может все что угодно, ситуация, действия одного человека, общества. Теория дает объяснение самого явления, влияния на человека, последствия, разновидности, методы противостояния.

Автор теории сформулировал два основных постулата. Первый заключается в том, что при возникновении когнитивного диссонанса, организм предпринимает попытки разрешить противоречие, чтобы устранить состояние дискомфорта, достигнуть консонанса (согласованности).

Другой особенностью является то, что человек старается избегать таких ситуаций. Причин появления было названо несколько:

  • логическое несоответствие; «культурные особенности»;
  • личное мнение не соответствует распространенному;
  • несоответствия имеющихся представлений и возникшей ситуации.

В итоге происходит корректировка некоторых убеждений (по причине «запрограммированности» человека на поддержание согласованности). Именно поэтому люди всячески пытаются оправдать свои поступки, мнения (происходит калибровка мнения, убеждений, впечатлений, таким образом, чтобы несоответствие было устранено).

Человек, поступивший нехорошо, пытается оправдать себя, утешить: «так должно было случиться», «виноваты обстоятельства».

Когнитивный диссонанс имеет степень (поддается измерению с помощью голограммы Фурье), может появиться и тогда, когда человек стоит перед выбором, при этом его степень будет зависеть значимости. Появление диссонанса (независимо от степени) побуждает организм всевозможными способами разрешить противоречие или хотя бы добиться меньшей степени.

Для этого есть четыре неосознанные четыре стратегии. Первая заключается в изменении поведения, вторая в корректировке одной или нескольких когниций (убедить себя в противоположном), третья предполагает фильтрацию поступающей информации, касающейся этого вопроса. Четвертый способ является усовершенствованным первым: взять за истинное не свои предыдущие убеждения по этому поводу, а новые, и на их основе делать выводы.

Например, человек имеет вредную привычку, и однажды из авторитетного источника узнает о чрезвычайном ее вреде для здоровья. Вариантов развития дальнейших событий несколько:

  • поменяет свое поведение на основе услышанного;
  • будет отрицать очевидное, все время пытаясь доказать обратное;
  • попытается найти независимые доказательства своей правоты;
  • будет избегать любой информации, касающейся неприятных последствий этой вредной привычки. Это минимизирует конфликт между знаниями и поведением.

Примеры диссонанса

Чтобы запомнить выражение, вот несколько примеров. Вы знаете человека, как доброго, тихого, спокойного и случайно становитесь свидетелем того, как он, находясь в ярости, кричит на жену, обзывает ее. Зная его много лет, вы не можете поверить, что это тот же человек. Его нынешнее поведение радикально не совпадает со сложившейся характеристикой, настолько, что вводит в то самое состояние когнитивного диссонанса.

Другой пример. Вы работаете в компании, где штат трудящихся превышает тысячу человек. И вдруг видите, как ее владелец, имеющий дело с огромными деньгами, подметает пол в офисе.

Еще один пример. Идя по улице, вы замечаете попрошайку «на работе» и невольно становитесь свидетелем того, как он садится в дорогое авто, припаркованное рядом. Неожиданное несоответствие вызовет когнитивный диссонанс.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня вы узнаете, что такое когнитивный диссонанс, что это простыми словами. Вам станут известны примеры этого состояния. Вы узнаете, как легче адаптироваться к ощущению дискомфорта, которое может возникать в ситуации, отличимой от привычной.

Общая информация

Когнитивный диссонанс — это нормальное состояние организма, которое являет собой ответную реакцию на что-то, что противоречит установленному мнению и стереотипам. Он не рассматривается, как патологический процесс и не является проявлением психического расстройства. С ним часто сталкиваются люди, которые активно познают окружающий мир, любят рассуждать и .

Само понятие когнитивного диссонанса было разработано Леоном Фестингером в 1957 году. Американский психолог выдвинул две гипотезы, которые легли в основу идеи о развитии внутренних конфликтов.

  1. Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, чувствует сильный дискомфорт, он стремится нормализовать свое состояние.
  2. Если личность ощущает сильнейшее неподобство при столкновении с конфликтной для себя ситуацией, то стремится впредь избегать обстоятельства, которые могут провоцировать этот дискомфорт.

Диссонанс в значительной степени влияет на действие, поведение и мышление каждого индивидуума. Он укрепляет идеи того, что от знаний и мировоззрение напрямую зависит, как будет действовать тот или иной человек в конкретной ситуации. Информация, который человек может оперировать влияет на его поведение, принятие решений, психическое состояние.

Люди сталкиваются с внутренним дискомфортом каждый раз, когда перед ними стоит серьезный выбор.

У человека по мере взросления формируется свое отношение к правилам, понятиям, ситуациям, закрепляются стереотипы, которые обусловлены влиянием людей и определенных факторов.

  1. Родители обучают ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, собственными представлениями об обществе и мире. Так, например, в религиозной семье малыша приучают к единой вере. Когда он вырастает, может столкнуться с другими религиями, при этом ощутит когнитивный диссонанс, определенный дискомфорт.
  2. Общество. Законодательство страны, политическая обстановка, менталитет — все это влияет на формирование определенных установок. Причем, некоторые из них человеком осознаются, другие – нет. Когда кто-то оказывается в другой стране, которая сильно отличается от привычных мест, имеет другие обычаи, нормы, он сталкивается с диссонансом. То, что для него считалось приемлемым, тут таким не является и наоборот.
  3. Друзья и любовные отношения. Близкие люди способны оказывать серьезное влияние на восприятие человеком общества, мира и даже менять их радикальным способом. Такие действия также порождают возникновения когнитивного диссонанса. Человек ради любимого способен изменить своим взглядам и мировоззрению, чтоб его точка зрения совпадала с мнением избранника.
  4. Воспитатели и учителя. Люди, которые за пределами дома влияют на взросление детей, навязывают им свое видение окружающего.
  5. Коллектив. Все могут иметь различные точки зрения, чем влиять на мнение окружающих.
  6. Внутренние и внешние факторы. На изменение взглядов может повлиять трагедия или серьезный провал в любой сфере жизни, а также мнение кумиров и посторонних людей.

Часто сталкиваются с когнитивным диссонансом дети, а также подростки. Они познают окружающий мир, пытаются взаимодействовать, ищут решения возникающих проблем.

Возможные причины возникновения

Появление когнитивного конфликта может происходить на основе четырех факторов.

  1. Когда наблюдается логическое несоответствие старой информации с только что полученной. Например, ранее было сформировано ошибочное мнение, сейчас правда раскрылась.
  2. Различия в традициях, культуре, религиозных обычаях. Чем сильнее человек религиозен, тем больше будет ощутим дискомфорт в случае столкновения с чем-то непривычным.
  3. В ситуации, когда общепринятое мнение не совпадает с точкой зрения отдельного индивидуума. Например, когда человека убеждают в неправильном выборе хобби или в надобности избавления от вредных привычек.
  4. Конфликт информации, полученной на своем опыте и той, которая возникла в новой ситуации. В частности, когда былой опыт нельзя применить при схожих обстоятельствах.

Примеры

Предлагаю Вашему вниманию примеры когнитивного диссонанса.

  1. У человека умер близкий родственник, который был всегда готов прийти на помощь, родственники вспоминают умершего, как безупречного человека. И тут всплывает информация о том, что он совершил серьезное преступление в какой-то момент своей жизни. Это вызывает сильнейший шок для всех, кто его знал.
  2. Человек считает, что есть лягушек — это ужасно противно. Оказавшись в Париже, друзья предлагают попробовать лягушачьи лапки, он отказывается. Затем поступает предложение съесть их на спор. Человек соглашается, съедает и осознает, что был неправ, что данный деликатес достаточно вкусный.
  3. Поступление в университет. Перед преподавателями оказывается двое кандидатов, один из которых имеет золотую медаль, а другой — троечник. Профессора ожидают отличный результат от отличника и совсем ничего не ждут от слабого абитуриента. Однако, на экзамене первый допускает множество ошибок, тогда как второй дает все правильные ответы. У преподавателей в этот момент возникает когнитивный диссонанс.

Как побороть это состояние

  1. Нужно научиться менять поведение, исходя из обстоятельств.
  2. Человек должен уметь переубедить самого себя в своей неправоте при наличии провоцирующих факторов.
  3. Важно быть способным переоценить ситуацию, осознавать собственные ошибки и принимать свои недостатки.
  4. Избегать ситуаций, которые могут развить конфликт, спровоцировать дискомфорт.
  5. Важно научиться изменять свою поведенческую линию. Если возникает ощущение того, что поступок будет ошибочным, неправильным, расходящимся с убеждениями, то необходимо изменить свое поведение, возможно, и вовсе отказаться от действий.
  6. Если возникает чувство виновности, есть желание повысить мнение о том, что был совершен правильный поступок, то необходимо сменить личное восприятие ситуации.
  7. Можно дозировать поступающую информацию. Человек должен научиться воспринимать положительные моменты, не допуская возможный негатив. Нужно уходить от отрицательных эмоций или не воспринимать их серьезно.
  8. Важно научиться изучать ситуацию с разных точек зрения. Вникать во все факты, нюансы, менять восприятие, которое помогает формировать правильную линию поведения.
  9. Нужно научиться адаптироваться к новой действительности. Осознать, что любая ситуация может стать приемлемой.