Крашенное коромысло над рекой повисло. Проверочная работа по литературному чтению на тему "устное народное творчество"

    Красное коромысло через реку повисло.

    Крашеное коромысло через речку повисло.

    Крашеное коромысло
    Над рекой повисло.

    На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.
    Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.

    Поднялись ворота -
    Всему миру красота.

    Поднялись врата, всему миру красота.
    Приказало солнце: ""Стой, семицветный Мост крутой!""
    Тучка скрыла солнца свет. Рухнул мост - и щепок нет!

    После дождя бывает,
    полнеба закрывает.
    Дуга красивая, цветная
    Появится, затем растает.

    Приказало солнце:""Стой,
    Семицветный мост крутой!""
    Туча скрыла солнце свет -
    Рухнул мост, а щепок нет.

    Разноцветное коромысло
    Над рекою повисло.

    Раскинулся золотой мост
    На семь сел, на семь верст.

    Через поля,
    Через луга
    Встала нарядная дуга.

    Что за чудо-красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!..
    В них ни въехать,
    Ни войти

    Что за диво: плод плюется-
    Целым в руки не дается.

Бешеный огурец

    Чтобы печку растопить,
    Надо дрОвушек добыть.
    Мы куда пойдём за ними?
    На …, за сухими!

Валежник

    Что в хлебе родится,
    А в еду не годится?

    Ярко-синий, и пушистый
    Он в хлебе родится, а в еду не годится.

    Все знакомы с нами:
    Яркие, как пламя,
    Мы однофамильцы
    С мелкими гвоздями.
    Полюбуйтесь дикими
    Алыми...

Гвоздиками

    Дом зеленый тесноват:
    Узкий длинный, гладкий.
    В доме рядышком сидят
    Круглые ребятки.
    Осенью пришла беда -
    Треснул домик гладкий,
    Поскакали кто куда
    Круглые ребятки.

    Домик маленький, зеленый
    Был в руках у Люсеньки.
    Расколола - и упали
    На ладонь ей бусинки.

    Раскололся тесный домик
    На две половинки,
    И посыпались в ладони
    Бусинки - дробинки.

Горох,Плодбоб

    Черна, мала крошка,
    Соберут немножко,
    В воде поварят,
    Кто съест, похвалит.

    Стоит над водой,
    Трясёт своей бородой.

    Синенький звонок висит,
    Никогда он не звонит.

Колокольчик

    Эх, звоночки, синий цвет,
    С язычком, а звону нет.

Колокольчики

    Вырос в поле дом -
    Полон дом зерном.
    Стены позолочены,
    Ставни заколочены.
    И стоит новый дом
    На столбе золотом.

    Стоит Оля
    Посередь поля,
    Шатром покрылась,
    Копьем подперлась.

    Не рыли, не бурили, а воду добыли

    Кувшинчики и блюдца
    И не тонут и не бьются.

Кувшинки

    В этих желтых пирамидках
    Сотни зерен аппетитных.

Кукуруза

    Беленькие горошки
    На зеленой ножке.

    Белые горошки на зелёной ножке.

    Растение видное,
    А имя обидное.

    Голова на ножке, в голове горошки.
    Солнце жжёт макушку,
    Сделать хочет погремушку.

    Эти красные цветки
    Потеряют лепестки.
    Потеряют лепестки,
    Превратятся в сундуки,
    А что прячут сундуки -
    Попадет на пироги.

    Желтые цыплятки
    На зеленой веточке
    Дарят папы - мамочка,
    А мальчишки - девочкам.

    В поле - сережки
    На тоненьких ножках.

    Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами.

    Как на поле, на кургане
    Стоит курочка с серьгами.

    С ним сдружились мы давно,
    Дарит он крупу, и толокно,
    И муку, и кашу, и печенье…
    Поблагодарим его за угощенье.

Овес,Плодзерновка

«Начальная школа XXI века»

3 класс

Литературное чтение

Проверочная работа по разделу «Фольклор»

1.Что такое фольклор? Отметь «+» правильный ответ.

А) произведения о небылицах и былинах

Б) народная мудрость

В) русские народные сказки

Г) устное народное творчество

2. Соедини (стрелкой) начало и конец предложения.

3.Отгадай загадку и определи её тему.

Крашеное коромысло, через реку повисло.

Отгадка _________________________ . Тема _______________________________

4. Допиши пословицу. Определи тему данной пословицы .

Любишь кататься, люби и _____________________________.

Тема __________________________________

5 . Из какой сказки эти слова? Соедини стрелкой заголовок с отрывком из текста сказки.

Одна и говорит:

«Старик -годовик»

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

«Дочь - семилетка»

«Про Ленивую и Радивую»

«Самое дорогое»

6. Каких былинных богатырей ты знаешь? Запиши их имена.

7. Прочитай отрывок. Запиши заголовок былины .

«Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалили, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали..»

«Не бей, не губи меня Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить. Помиримся!»

______________________________________________________________________

«Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали – выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем».

______________________________________________________________________

8. Объясни значение слова. Воспользуйся помощью толкового словарика (в конце каждой былины)

9. Напиши ответ на вопрос.

Повествование о каком былинном богатыре тебя удивило (или заинтересовало)? Поясни свой ответ.

*Опишите подвиг одного из русских богатырей.

Ключи и критерии оценивания

проверочной работы по разделу «Фольклор».

1. Г

1 б. – ответ выбран верно,

0 б. – ответ не выбран или выбран неверный ответ

2.

1 б. – соответствие частично установлено верно (2-3 понятия),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1 понятие) или ответ не выбран.

3. Отгадка: радуга. Тема: явления природы.

Мах – 2 б.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить. Тема: о труде.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

5.

Одна и говорит:

Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

«Старик -годовик»

Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе.

«Царевич Нехитёр -Немудёр»

Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ведро. Стало ведро относить от берега.

«Дочь - семилетка»

Думали, думали старик со старухой – ничего придумать не могут, всё, что нужно, у них есть, а чего нет – то они своими трудами всегда заработать могут.

«Про Ленивую и Радивую»

Стал он махать рукавом и пускать птиц…..

«Самое дорогое»

2 б. – соответствие установлено верно,

1 б. – соответствие частично установлено верно (3-4 заголовка),

0 б. – соответствие частично установлено верно (1-2 заголовка) или ответ не выбран.

6.

2 б. – записаны имена более трех богатырей, например, Микула Селянинович, Яким Иванович, Илья Муромец, Вольга, Добрыня Никитич.

1 б. – записаны имена трех богатырей, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

7. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змея», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 3 б.

8. Омёшики – металлические наконечники сохи. Палатный брус – место в стороне от стола.

По 1 б. за верно подобранный вариант ответа.

Мах – 2 б.

9.

2 б. даны ответы на 2 вопроса, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея», потому что Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

1 б. дан ответ на один из вопросов, например: «Мне понравилась былина «Добрыня и Змея» или «Добрыня победил Змею и спас дочь князя».

Итого: 18 б.

15 – 18 б. – «5»

11 – 14 б. – «4»

8 – 10 б. – «3»

3 – 7 б. – «2»

Под звездочкой (*) дан дополнительный объем работы. Учитель может поощрить ребенка качественной характеристикой. Например: «Молодец!», «Знаток былин!»

Для правильного выполнения здания, следует понять, что такое орфограммы слабых позиций.

В орфограммах часто допускаются ошибки из – за незнания правил орфографии.

Орфограмма на греческом языке означает «правильная буква». Здесь берёт свои истоки наука, изучающая все орфограммы и правила русского языка – орфография. Орфограммы должны соответствовать правилам орфографии родного языка.

Орфограммы слабых позиций возникают тогда, когда непонятно какую букву следует писать.

В школе принято искомую орфограмму подчёркивать одной чёрточкой, а рядом стоящие опознавательные признаки – двумя чёрточками.

Выбираем орфограмму правильно

Пишем буквы в соответствии с их произношением. Как слышим, так и пишем. Такой выбор называется фонетическим.

В русском языке присутствуют слова, позаимствованные из языков других стран. Эти слова мы пишем по принципу дифференциации.

Традиционный способ применим в том случае, если орфограмму сложно определить. Такие слова пишутся по традиции.

Когда в слове все морфемы пишутся одинаково, такой принцип называется морфологическим.

Орфограммы могут находиться в разных частях слова. Если вы будете правильно обозначать орфограммы и знать правила орфографии, то станете грамотными людьми.

Запишем загадки, пропуская орфограммы слабых позиций

Краш_ное к_р_мысло через реку п_овисло . Уш_й нет, а слыш_т , рта нет, а кр_чит , ума нет, а все _зыки знает.

В нашем задании присутствуют следующие правила русского языка: орфограммы безударной гласной в корне слова (коромысло, языки, кричит) и правописание гласной после буквы "ш " (крашеное, ушей, слышит).

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной буквой в корне, нужно изменить необходимое слово так, чтобы искомый гласный оказался под ударением.

После шипящей буквы "ш " пишутся:

  • буквы –и , -а , -у . За исключением слов: жюри, парашют, брошюра;
  • буква –ё в корне слова, если она находится под ударением и ударение подвижно. Также в том случае, когда -ё чередуется с буквой -е ;
  • буква –о в корне слова, если ударение постоянно.