Существительные с не слитно примеры. "Не" с существительными: правила правописания

Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.

Слитно: можно ли обойтись без «не»?
Вот условия слитного написания:
  • отбросив «не», получаем несуществующее слово: нелепость, негодование, небылица ;
  • можно подобрать синоним без «не» и заменить существительное без потери смысла предложения: нескромность – синоним хвастливость, хвастовство ; несчастье – синоним беда, горе ; неприятель – синоним враг, противник .
Слитно: качественные характеристики
Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса .

Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».

Слитно или раздельно: противопоставление
Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.

  • Химический элемент сера – неметалл .
  • Это не металл , а очень твердое дерево .
Если противопоставления в предложении нет или его невозможно подобрать, выбираем слитное написание. В случае несоответствия продукции указанным характеристикам требуйте возврата денег .

Слитно или раздельно: по смыслу
Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.

  • Мы вели обстрел позиций неприятеля . Слово неприятель всегда имеет значение враг . Подразумевая именно это значение, вы выберете слитное написание.
  • Он мне не приятель . Вы не называете человека своим врагом – лишь хотите подчеркнуть, что вы с ним не знакомы, что приятельские отношения невозможны, или отрицаете факт дружбы с человеком.
Особо стоит выделить вопросительные предложения с окончанием типа «не правда ли?». Мы можем предположить, что это словосочетание пишется слитно – но его невозможно заменить синонимом без «не» ­(ложь ), иначе получится так, как мы никогда не говорим: ложь ли ? Поэтому пишем раздельно.

Сравните эти примеры.

  • Все, что он рассказывал – неправда ? Здесь подразумевается, что информация была ложной, недостоверной. Кстати, можно легко подобрать синоним без «не», и смысл не изменится. Все, что он рассказывал – ложь ?
  • Разве то, что я сказал, не правда ? Здесь подчеркивается справедливость высказывания, говорящий ищет поддержки, подтверждения своим словам.
Раздельно: усиление отрицания
«Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
  • «далеко не»;
  • «вовсе не»;
  • «ничуть не»;
  • «абсолютно не»;
и тому подобные, усиливающие значение отрицания. Вовсе не скромность заставила его промолчать .

Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.

Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний)

Урок № 1
(усвоение нового материала).

I Организационный момент.

Добрый день, ребята! А если я заменю слово "ребята" на слово "приятели"? Добрый день, приятели! Наверное, я вправе обратиться к вам сегодня так, потому что в "Толковом словаре" С. И. Ожегова слово "приятель" расшифровывается следующим образом:

"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".

Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:

Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.

Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся, запись темы урока в тетрадях " Не с существительными").

II Постановка целей урока:

    усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;

    закрепление навыка правописания не с существительными (на результат ориентируют эталоны на "4" и на "5", в которых цели прописаны детально).

Эталон на "4".

I Знать :

не с существительными.

II Уметь:

    правильно писать существительные, которые без не не употребляются;

    правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без не или близкими по значению выражениями;

    правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;

    графически обозначать орфограмму № 32.

III Применять знания:

    правило слитного и раздельного написания не с существительными в тексте;

    находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.

Эталон на "5".

Планируемые достижения на "4" +

IV Уметь:

    правильно писать не с существительными в частных случаях, когда таких слов с не в языке нет, так как нет таких предметов;

    придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы № 32 (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).

Итак, что нужно знать и уметь, чтобы получить "4"? (Ученики вслух зачитывают критерии).

А чем этот эталон отличается от эталона на "5"? (Ученики сравнивают и зачитывают ответ).

III Орфографическая задача (проблемная ситуация).

Кто (б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как приятель.

(А. С. Пушкин).

Решите записанную на доске орфографическую задачу:

Как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

(Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

IV Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом.

У нас есть подсказка - теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 - 83.

Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.

(После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске:

Неряха - не - это простое отрицание, значит должно существовать и слово ряха; оно и впрямь живёт в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля".

Недруг (враг).

Не друг, (а враг).

А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 "а" класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

Ты был в зоопарке?

Был.

Обезьян видел?

Видел.

Крокодила видел?

Видел.

Слона видел?

Видел.

Неслона видел?

Не понял!

Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

Позвольте представить вам миниатюру Э. Шима "Прохожий и лягушки".

Чу, бубенцы на дороге звонят!

Это не бубенцы!

Чу, роднички в овраге побулькивают!

Это не роднички!

Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

Это не гром!

Да что же это такое?

Это мы, лягухи, в канаве урчим!

(Как нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)

V Закрепление. Тренировочные упражнения.

Первых результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться к теме урока и нашему эталону?

(Ребята зачитывают критерии).

Упражнение № 1.

Задание:

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Что значит "слово не употребляется без не "? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не , то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").

Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не .

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не .
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы
не .

(Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).

Упражнение № 2.

Задание:

Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг.

Ложь -

Беда -

Противник -

Глупость -

Рабство -

Рассеянность -

Возмущение -

Слякоть -

Сомнение -

Болезнь -

Подозрительность -

(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).

(Ученики зачитывают следующий критерий умений).

Упражнение № 3.

Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,

Ты грибы несёшь?

Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.

Задание:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    (Не)погода помешала уборке урожая, а …

    (Не)счастье помогло исследователю, а …

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

    (Не)друг ты мне, а …

    (Не)воля ожидала его, а …

Упражнение № 4.

Задание:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    Все с не терпением ожидали решающей минуты.

    Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

    Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

    В любом ожидании страшнее всего не известность.

    Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

VI Текущий тест: первичная проверка усвоения материала

по теме "Не" с существительными".

I Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

    если существительное с не может быть заменено синонимом без не ;

    если в предложении есть противопоставление с союзом а;

    если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не .

II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:

    (не)годование;

    (не)внимательность;

    (не)вежа;

    (не)грамотность;

    (не)вольник;

    (не)забудка.

III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":

    (не)доверие;

    (не)ряха;

    (не)правда;

    (не)видимка;

    (не)вежливость;

    (не)везенье.

IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:

    а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

    а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    слитное написание -

    раздельное написание с не -

    Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

    Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    Богатый бедному (не)брат.

    (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

    Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

    Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

VII Творческое задание для выполнивших тест:

Составьте 3 предложения, употребив все случаи написания не с существительными на тему "Школа".

VIII Домашнее задание:

выучить правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;

выполнить упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не , затем - раздельные.

Урок № 2

(коррекция ошибок по итогам текущего теста).

I Вступительное слово учителя.

Напоминание основных критериев эталона на "5"; объявление фамилий учащихся, которые справились с тестом на предыдущем уроке без единой ошибки; выставление им пятёрок в журнал и распределение учащихся в группу для выполнения упражнений творческого характера.

(На столе для учащихся этой группы находятся фразеологические, орфографические, толковые словари, сборники пословиц и поговорок; творческие задания прилагаются к плану урока).

Остальными ребятами были допущены ошибки, какие - сейчас увидят сами, познакомившись с результатами теста.

Распределение учащихся на группы для работы над коррекцией ошибок: если ошибка допущена в первом задании, то выполняете упражнение под номером 1; если неправильно выполнено второе задание, то упражнение под номером 2 и т. д.

Как только работа будет выполнена, можно подойти к учительскому столу, чтобы самостоятельно провести сверку правильности выполнения упражнений по ключу.

Желаю удачи! Надеюсь, что все сегодня получите только "5"!

II Дифференцированная работа в группах.

По ходу выполнения работы учитель даёт консультации отдельным учащимся, которые в текущем тесте не справились с эталоном ни на "5", ни на "4".

Знакомство с подсказкой - алгоритмом применения правила о написании не с существительными.

Алгоритм применения правила

"Не" с существительными".

Определи, употребляется ли существительное без не:

А) если не употребляется, то пиши слитно;

Б) если употребляется, то

    проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

Если есть, пиши раздельно.
- если нет, то

    замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

Если можно заменить, пиши слитно,
- если нельзя, пиши раздельно.

I вариант

Упражнение № 1.

Найдите неверное утверждение.

Не

    если слово без не употребляется;

Упражнение № 2.

    а) ненастье,

б) нелепость,

в) несчастье,

г) небрежность;

    а) недоверие,

б) незнайка,

в) невежда,

г) невежа;

    а) невидимка,

б) невесомость,

в) недруг,

г) незабудка.

Упражнение № 3.

    горе -

    болезнь -

    ложь -

    враг -

    грубость -

    беспорядок -

Упражнение № 4.

    Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.

    (Не)котёл варит а стряпуха.

    (Не)силой борются а умением.

    Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

Упражнение № 5.

    Слёзы не годования навернулись на его глаза.

    Всё внимание его устремилось на не приятеля.

    А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

Упражнение № 6.

    (Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.

    Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.

    Ученье свет, а (не)ученье тьма.

Упражнение № 7.

Творческая работа:

Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "не в стране Имени существительного".

II вариант

Упражнение № 1.

Найдите верное утверждение .

Не с существительными пишется раздельно:

    если слово без не употребляется;

    если в предложении есть союз а;

    если есть противопоставление с союзом а.

Упражнение № 2.

Выберите в каждой строке "лишнее" слово:

    а) неграмотность,

б) невольник,

в) несчастье,

г) невежливость;

    а) недочёт,

б) неприсоединение,

в) неволя,

г) независимость;

    а) непогода,

б) недобросовестность,

в) несуразность,

г) нерешительность.

Упражнение № 3.

Подберите к данным словам синонимы с приставкой "не", запишите их:

    Того, кто не доучился, называют

    Того, кому не сидится на месте, называют

    Того, кто ничего не знает, называют

    То чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют

    Выдуманное сообщение называют

    Неудачное стечение обстоятельств называют

Упражнение № 4.

Выпишите примеры раздельного написания "не" с существительными, расставьте знаки препинания:

    (Не)совместимость характеров вот что им мешало работать.

    (Не)работа сушит а забота.

    (Не)печь кормит а руки.

    Все мы порою как дети
    Часто смеёмся и плачем
    Выпали нам на свете
    Радости и (не)удачи.

Упражнение № 5.

Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

    Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?

    Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.

    Опять гудит бушует не погода.

Упражнение № 6.

Раскройте скобки; какие случаи написания с "не" вам не известны?

    Это была (не)гроза, а стремительный, предательский ураган.

    Отец сегодня явно (не)(в)духе.

    Пейзаж - (не)довесок к прозе и (не)украшение.

Упражнение № 7.

Творческая работа:

Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) "Не в стране Имени существительного".

III Домашнее задание:

(творческого характера) найти указанные сочетания слов во фразеологическом словаре или попытаться самим объяснить их значение, составив с ними предложения: не в ладах, не по сердцу, не под силу, не по душе, не на шутку, не в меру, не с руки, не по нутру, не в духе.

Урок № 3

(контрольная работа по теме "не с существительными").

Противник -

Крайнее недовольство -

Горе -

Отсутствие доверия -

Свобода -

Для справок:

    В работе имеются …

    Того, кто недоучился, называют …

    Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют …

Для справок:

(не)доумение, (не)счастье, (не)верие, (не)зависимость, (не)поладки, (не)опытность, (не)взгоды, (не)решительность, (не)годяй.

    без "не" не употребляются,

А) Я сидел у окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений.

Б) Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля.

В) Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

Г) По лицу Веры Павловны пробежало недоумение.

Д) Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.

А) То была не злость, не страх и не лютая досада.

Б) Это был не друг мой, а просто знакомый.

    (Не)вежду никакими лекарствами (не)вылеч_шь.

    Пища ут_ляет голод, знания исц_ляют (не)вежество.

    Не всё (не)настье, придёт и счастье.

    Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод.

    В решен__ задачи допущена не точность.

    Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

    Несчастье, неудача пр_вели учас_ников олимпиады к побед_, а упорные тренировки.

    Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

8. Спишите, раскрывая скобки.

    (Не)смерть страшна, а страшна твоя (не)милость.

    (Не)опытность ведёт к беде.

    Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.

    (Не)скромность звучала в словах Степана, а гордость.

    (Не)знание - (не)порок, (не)желание узнать - большой порок.

    И на волю приходит (не)воля.

    Это (не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.

    С путешественниками приключилось (не)счастье.

    Не бойся (не)боли, а бойся воли.

    (Не)знакомец посмотрел на нас и отвернулся.

II вариант.

1. Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки "не":

Случайная ошибка -

Рассеянность -

Подчинение -

Грубость -

Ложь -

Для справок:

неприятель, несчастье, независимость, неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие, недоразумение.

2. Вставьте на место пропусков слова с "не":

    Того, кому не сидится на месте, называют …

    Того, кто ничего не знает и не умеет, называют …

    Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.

Для справок:

Незнайка, недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

3. Распределите в 2 столбика существительные с "не", указав способы их написания:

(не)видаль, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность, (не)внимательность, (не)нависть, (не)дуг, (не)справедливость, (не)ровность.

4. Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с "не", распределив их в 2 столбика:

    без "не" не употребляются,

    можно заменить синонимом без не.

А) К беде неопытность ведёт.

Б) Под дыханием непогоды, вздувшись, потемнели воды и подёрнулись свинцом.

В) Опять недуг его свалил.

Г) Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного бессердечного человека.

Д) Невидимкою луна освещает снег летучий.

5. Найдите случаи раздельного написания существительных с "не", не соответствующие основному - противопоставлению с союзом а:

А) Не скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость.

Б) Добро по указу не добро.

В) Не счастье помогло исследователям, а упорный, настойчивый труд.

6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание "не".

    О (не)удаче сож_леть бе_полезно.

    Призн_вая достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки.

    Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.

7. Исправьте ошибки в написании "не" с существительными.

    Не искренность чу_ствовалась в его словах.

    Подкупала неискренность девочки, а её простота.

    Не знакомец (не)расслышал вопроса.

    Не приятель штурмовал крепость.

8. Спишите, раскрывая скобки .

    (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.

    Он убедился в (не)выгодах бродячей жизни и вернулся домой.

    Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.

    (Не)силой борются, а умением.

    Умные люди ценят (не)праздность, а труд.

    Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.

    Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.

    (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.

    (Не)внимание на уроке - причина многих бед.

    (Не)воля пьёт медок, а воля - водицу.

1. Слитно с не- пишутся существительные, которые выражают качественный оттенок обозначающих лиц, также слитно с не- пишутся существительные, которые приобретают значение противопоставления. Например:
Специалисты и не специалисты, профессионалы и не профессионалы, футболисты и не футболисты, филологи и не филологи.
Фирма приглашает для работы специалистов и не специалистов в сфере обслуживания.

2. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые без не- не употребляются. Например:

Не удачник, не ряха, не людим, не забудка, не дотрога, не долет, не доросль.

3. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые в сочетании с не- приобретают противоположное значение. Такие слова рекомендуется заменить синонимами без не- . Например:

Не приятель (враг, противник), не счастье (беда, горе).
Сравните: Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить не приятеля (врага, противника), не потому что он хотел кого-нибудь обманывать, но потому что он знал, что враг (не приятель, противник) побежден.

Примечание. У существительных с другим значением (обозначающих не лиц) противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей не- . Например:
Книга и не книга, стихи и не стихи, буфет и не буфет, пьеса и не пьеса.

4. Раздельно не- пишется с именами существительными, при которых имеется или подразумевается противопоставление. Например:

Не способности его выручали, а большая усидчивость.
Как у мачехи у младенькой – сынок в потолок, не разбойничек, не всадничек, не силач, не стрелок, вместо щек одни-то впадинки, губы крепко молчат.

5. Раздельно не- пишется с именами существительными, если отрицание логически подчеркивается (чаще всего это проявляется в вопросительных предложениях). Например:

Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего, не правда ли?
Разве это не специалисты?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:
Разве это не правда! (возможна замена: Разве это ложь!)
Голос был не глуп, не правда ли? (т.е. разумен

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.

    Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.

    Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке . Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?».

    Слитное написание не с существительными

    Когда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе.

    Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:

    1. Не с именами существительными пишется вместе, если без частицы они теряют смысл: небылица, невежда, негодяй, невзгода.
    2. Слитное написание будет и в случае, если слово с отрицательной частицей можно легко заменить на синонимичное, но без не . При этом сохраняется первоначальный смысл: несчастье-горе, недруг-враг и так далее. К наречиям и прилагательным такое правило тоже применяется.
    3. Пишется не с существительными слитно в словах, выражающих качественный оттенок или обозначающих каких-либо лиц (нерусский, неспециалист, неязыковед) и в словах-терминах (металлы – неметаллы).
    4. Пишется не с существительными слитно и в составе приставки недо- . Даже в том случае, если такое слово без не существует (недоделка — доделка, недосмотр — досмотр).

    Раздельное написание не с существительными

    Для того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не , необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении.

    Правила раздельного написания не с существительными:

    • В случае, если в предложении есть противопоставление слов-антонимов при помощи союза «а». Например: «Это было не счастьем для нее, а простым житейским благополучием».
    • В простом описании с противоположными по значению словами, которые не являются антонимами: «Непогода нарушила все утренние планы, но к вечеру все стало тихо».
    • Когда не является отрицательной частицей, и других вариантов не предполагается: «Это не куртка. Это не дом».

    Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.

    Интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает

    Спорные ситуации

    Любое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не : в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».

    Важно! Прежде всего необходимо учитывать смысловую нагрузку не в предложении. При несовершенном знании всех строгих правил написания, логика в таком случае поможет принять правильное решение.

    Примеры раздельного написания не с существительными:

    • Подчеркнутое логическое противопоставление: «Ваше самочувствие стало лучше в последнее время, не правда ли?» Если на отрицании в предложении не ставится акцент, то частица не пишется слитно: «Разве это несчастье?» (альтернатива: «Разве это горе?»)
    • Наличие скрытого противопоставления предполагает раздельное написание существительного с частицей: «К сожалению, я не специалист, поэтому вряд ли смогу помочь вам в этом вопросе».
    • Усиление отрицания: устойчивые выражения русского языка «вовсе не», «ничуть не», «абсолютно не», «нисколько не» предполагают раздельное написание. К примеру: «Далеко не скромность делала ее привлекательной».

    Полезное видео